Журнал STORY сентябрь 2018
Как-то мы рассказали о банном мастере Сергее Волкове (Волковские технологии, Волковпар), который знает о своей профессии всё. «Другие продают банные печи, а у нас покупают пар» – вот его девиз. Клиентура компании Волковские технологии элитна, они строил баню Дмитрию Медведеву, поэтому простой человек вряд ли сможет заказать парилку именно у него. Но послушать бесплатные советы мастера о том, как должна быть устроена правильная баня, может каждый с помощью нашего портала. Сергей Волков, баня которого является эталоном в индустрии, может поведать интересные и неожиданные факты о банях и парилках.
Сергей ВОЛКОВ, владелец строительной компании «ВОЛКОВПАР»:
– Я вот человек уже не молодой. И считаю, что обязан своим здоровьем, приличным самочувствием и своей энергетикой только бане, в которой по характеру работы вынужден париться несколько раз в неделю, демонстрируя клиентам, что такое правильный пар. С помощью бани я даю разгрузку почкам и помогаю своей выделительной системе, выбрасывая шлаки вместе с потом через кожу, а не через фильтры организма, которые у современного человека и так работают с перегрузкой. Дренаж и кровоток – основа здоровья! То есть баня – один из столпов здоровья.
Тем страннее ситуация, которая сложилась у нас на банном рынке. Если человек хочет приобрести себе машину, он идёт в автосалон и покупает себе готовый автомобиль. Никто не приобретает отдельно колёса, отдельно двигатель, отдельно кузовные детали и шасси, чтобы самому собрать машину из кусков. Нет, есть, конечно, такие любители помастерить, но их единицы на десятки миллионов людей, покупающих уже готовый, собранный автомобиль. Почему?
Потому что автомобиль – сложное технологическое устройство, сборку которого лучше доверить профессионалам. Они подберут нужный размер колёс под шасси и кузовные арки, характеристики трансмиссии – под мощность двигателя, настроят подвеску, учитывая динамические качества машины, распланируют подкапотное пространство, рассчитают систему выпуска и системы безопасности. И человек не будет мучиться, лепя автомобиль на коленке из чего придётся.
Баня, конечно, вещь менее сложная, чем современный автомобиль, но точно так же взаимосогласованная. Там есть свои системы безопасности (противопожарной, например), там есть расчет печи под объём помещения, общая настройка и гармонизация пространства. Поэтому выпускать баню должен один мастер или одна фирма, подгоняя одно под другое. А у нас получается, что каждый строит баню из чего попадется. Человек едет в магазин и покупает печку, в другом месте приобретает камни. Фундамент ему льёт одна бригада, потом другая бригада строит сруб, затем третьи люди кладут или устанавливают купленную печь, часто забывая о противопожарных мероприятиях, поэтому бани часто горят. И не от замыкания проводки, а от раскалившейся трубы, которая проходит через деревянные конструкции потолка и крыши.
Но даже если сооружение не сгорит, что такая баня будет собой представлять? Несыгранный оркестр, несогласованный между собой набор деталей. Результат – плохой пар. Получается как у Райкина: «К пуговицам претензии есть?» Нет, вроде пуговицы крепкие – печка топится, температура как-то нагоняется, а пара нормального нет. Отчего?
А оттого, что много есть тонкостей, за согласованность которых должен отвечать один генеральный подрядчик. Он должен проектировать помещение и под него печь. Кстати, в зависимости от проекта этих печей, например, может быть две на одну парилку – и такие бывают варианты. Чтобы вы понимали значение тонкостей: достаточно превысить высоту потолка парилки на двадцать сантиметров и там невозможно будет парить кого-то вениками или париться под вениками – случится разбаланс по уровням: либо тому, кто парит вениками, будет слишком горячо, либо слишком горячо будет тому, кто лежит под вениками на полке. Парилка Волкова включает в себя полки особой конструкции.
Что интересно, порой ощущение от пара даже трудно формализовать: при одной и той же температуре и при одной и той же влажности воздуха ощущения у людей могут быть разными в разных парилках, и это зависит от движения воздуха, то есть от устройства вентиляции, от жёсткости излучения, исходящего от разных элементов печи, от расположения самой печи и каменки… В бане Волкова, например, на одной печи три каменки. И я никогда не нагреваю камни на каменке выше 150–180 градусов. Кажется, мало, обычно люди калят камни до 400–600 градусов, чтобы получить достаточно пара, и получают жёсткий пар. А если понизят температуру до моей, им просто не хватит пара из-за низкой теплоёмкости покупных печей.
В общем, тонкостей много, и главное здесь – чувствовать тот организм, который в комплексе с характеристиками печи и геометрией парилки представляет собой баня. А у нас сейчас получили распространение так называемые дизайнерские парилки. Они в интернете на картинках выглядят очень красиво, спору нет, их украшают декоративным углём, делают высокие потолки, «звёздное небо» и прочее, но всё это не имеет отношения к технологичности. И к тому, зачем вообще люди заводят баню. Баня Волкова – это и технологичность, и эстетика.
Но! Даже если человек завёл правильную баню, это не значит, что он получит в ней здоровье или даже просто удовольствие. Потому что баню нужно уметь эксплуатировать. Я своим клиентам выдаю инструкции по правильной эксплуатации. Которые, конечно, никто не читает, а потом звонят с вопросами и раздражёнными претензиями: «Что-то вы не то построили, мне пара не хватает».
Был у меня недавно как раз такой случай. И вроде вежливо говорит человек, нет в его словах формального наезда. А в интонации – есть!.. Приезжаю разбираться – со своими дровами, как всегда. Потому что дрова должны быть сухими, то есть не менее двух лет храниться и сохнуть в дровнике. Иначе жара они не дадут: часть тепла уйдёт на выпаривание воды из древесины… В общем, приезжаю и вижу, что истопником у этого господина – житель среднеазиатского аула, который топит баню так, как он привык кизяками у себя печурку топить: подбрасывая для экономии понемногу, чтобы печь горела долго, потихоньку и давала равномерное небольшое тепло. Так настоящую банную печь не натопишь, она требует ударных доз дров, залпового заряда. Нам нужно это тепло аккумулировать в нескольких тоннах кирпича, а если накопления не произойдет, вот тогда и случится то, что этот господин назвал «пара не хватает». Инструкцию надо было читать…
В общем, строительство бани – дело столь же специфическое, сколь и любое другое технологически сложное строительство или конструирование. Поэтому ко всем тонкостям, в которые я буду посвящать читателей в дальнейшем, советую отнестись со всем вниманием и благодарностью…
Сергей Волков (Волковпар)